пятница, 26 сентября 2014 г.

Благовещенск- столица Амурской области

Приамурье, открытое русскими первопроходцами в XVII веке, осваивалось и обживалось на протяжении многих лет. Однако в 1689 г. по Нерчинскому трактату русские были вынуждены оставить эту территорию.
Начавшаяся в 1853 г. Крымская война и выступление на стороне Турции Англии и Франции, угроза флота этих стран Петропавловску на Камчатке заставила Н.Н. Муравьёва принять меры по укреплению Петропавловска и других тихоокеанских рубежей. С этой целью было проведено несколько сплавов по Амуру к его устью с войсками и  всевозможными  материалами. В 1854 г. прошёл первый сплав, во время которого была оказана помощь Петропавловску, вход в Амур для неприятеля был закрыт. Во время третьего сплава, в 1856 г., в устье Зеи был основан Усть-Зейский пост. Казаки поставили палатки, возвели из брёвен плота склад, в котором хранили провиант, снабжая им  возвращающиеся с низовий Амура казачьи и воинские отряды.
Н.Н. Муравьёв уделял много внимания обустройству постов, придавая особое значение Усть-Зейскому посту. Он писал М.С. Корсакову: «… Рассчитывая, что главнейший пост, находящийся в устье реки Зеи, не может быть ещё снят прежде второй половины сентября, т.е. когда пройдут там последние войска с устьев Амура…, оставить на устье реки Зеи не менее 50-ти человек казаков, расположив их там сколь возможно удобнее с тем, что с первым сплавом будущей весны  будут к ним  доставлены их семейства и всё домашнее обзаведение для окончательного там поселения».
На зимовку 1857 г. в Усть-Зейском посту остались казаки под командованием сотника Травина. Казаки вырыли землянки, оборудовали их и остались зимовать. Цель зимовки обосновал Н.Н. Муравьёв в письме Корсакову: «… они остаются там по приказанию начальства для хранения казённого имущества и для  содержания зимней  почты с войсками нашими, на устье Амура находящимися».
Прошла зима, и весной 1857 г. по Амуру пошел новый сплав, в котором участвовали генерал- губернатор Н.Н. Муравьёв, а также географ и путешественник М.И. Венюков, который все события отразил в книге «Путешествия по Приамурью, Китаю и Японии», в главе «Воспоминания о заселении Амура в 1857-1858 годах».
«1857г. …июня 3, перед вечером, - пишет Венюков, - показалась вдали маньчжурская деревня Сахалян. По карте здесь должен был находиться на левом берегу Амура…наш пост, и в самом деле, мы скоро заметили казаков, выстроившихся на площадке. У берега была сделана  небольшая пристань из досок на козлах. Мы причалили и вышли на сушу». Пожилой казачий офицер Травин доложил, что на Усть-Зейском посту всё благополучно. На вопрос генерал-губернатора, сколько людей умерло за зиму, Травин ответил, что двадцать девять. Поздоровавшись с казаками и поблагодарив их за службу, Муравьёв посетил кладбище, где были похоронены умершие казаки, а архимандрит Аввакум отслужил панихиду.
Всё лето 1857 г. Н.Н. Муравьёв пробыл в Усть-Зее. Здесь была его ставка. Он и его сподвижники определили место для постройки будущего города – равнина при слиянии Зеи и Амура. Началась его застройка. Строили бараки из двойной плетневой ограды, с промежутками, набитыми землёй. Первая и до времени единственная улица (ныне Рёлочный переулок) в новой колонии протянулась вдоль гребня небольшой высоты (рёлки), которую не заливало весеннее половодье.
В связи с расширением строительства и увеличением казачьего населения Усть-Зейский пост стал именоваться станицей.
Весной 1858 г. Н.Н. Муравьёв на пароходе «Лена» вместе с архиепископом Иннокентием вновь прибыл в Усть-Зейскую станицу. Отсюда  он 9 мая 1858 г. направил донесение Его Императорскому Высочеству, в котором сообщал: «Особенные выгоды местоположения Усть-Зейской станицы при слиянии реки Амура с Зеей,… делают этот пункт весьма важным в стратегическом и коммерческом отношениях, и представляют все условия быстрого и успешного развития. Вследствии этого я считаю необходимым учредить в этом месте город, а как сопутствующий мне в настоящую мою поездку на Амур высокопреосвященный Иннокентий… заложил сего 9-го мая в Усть-Зейской станице храм во имя Благовещения Господня, то и полагаю приличным дать новому городу наименования Благовещенска… Между тем, впредь до воспоследования Высочайшего разрешения,  бывшая Усть-Зейская станица мною уже наименована станицею Благовещенской».
Отсюда генерал-губернатор прибыл в китайский городок Айгун, где был заключен договор о границе. Здесь же – в станице Благовещенской – было торжественно отпраздновано это важнейшее в истории России событие.
«Впоследствии, - пишет М.И. Венюков, - для придания городу менее военного характера, перевели из него казаков на шесть вёрст вверх по Амуру, то есть в соседство места, где в 1857 году стояли казачий пост и генерал-губернаторская палатка». К этому времени на том месте, где  в 1857 г. стояла губернаторская палатка, в память о заселении русскими верхнего Амура усть-зейцами под руководством майора Языкова был установлен памятник Н.Н. Муравьёву-Амурскому, в форме небольшой деревянной пирамидки.
В 1868 г., в честь 10-летия заключения Айгунского договора, по распоряжению генерал-губернатора Корсакова вместо деревянного памятника был сооружен кирпичный в виде четырёхгранной пирамиды, увенчанной капителью. На лицевой грани – металлическая доска с мемориальным текстом, гласящим, что памятник поставлен в 1868 году на месте ставки графа Муравьёва-Амурского. Позднее, к приезду на Амур цесаревича Николая,  памятник был увенчан двуглавым орлом.
Многие десятилетия памятник напоминал амурчанам о тех далёких событиях. В народе его называли «монумент», а сад вокруг него - Муравьёвским парком.
В мае 1898 г., в день 40-летия заключения Айгунского трактата, у этого монумента прозвучали стихи амурского поэта Л.П. Волкова:

И здесь я вижу, между нами,
Когда-то мощной силы цвет,
Давно покрыты сединами
Стоят свидетели тех лет.
Да! Труден был их путь тернистый!
Прошла тяжелая пора,
Теперь разросся сад тенистый
На месте графского шатра.
Шумят деревья, зеленея,
Желанный мир царит кругом,
И монумент стоит белея,
Напоминая о былом…
В 1920-е гг. Муравьёвский парк был переименован в парк им. Фрунзе.
В годы Великой Отечественной войны монумент был снесён.
В 1973 г. памятник восстановлен скульпторами В.Е. Обидионом, Н.А. Матвеевым, архитекторами В.П. Ларионовым, В.Г. Капаевым, Э.В. Брейшем. При этом он был дополнен горизонтальной протяжённой стелой, ставшей фоном для обелиска. На поверхности стелы выполнено барельефное изображение участка р. Амур от Албазина до Хабаровска, над которым славянской вязью начертаны слова: «Земля Амурская была, есть и будет русской».
https://www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow= 

Комментариев нет:

Отправить комментарий